ЧАСТЬ ГОРОДА / ПРОМЗОНА «ПАРНАС»
слова СЕРГЕЯ НАКОНЕЧНОГО 

Парнасом называется горный массив в Центральной Греции к северу от Коринфского залива; это название образовано от слова лувийского языка parna, что означает «святилище, храм, дом». В представлении древних греков Парнас – сосредоточие земли, место обитания Аполлона и муз. У подножия гор находился храм Аполлона со знаменитым Дельфийским оракулом. Здесь же проистекал священный Кастальский источник, дававший поэтическое и музыкальное вдохновение. В пещерах Парнасских гор обитали нимфы. В переносном значении Парнас – содружество поэтов. Кроме того, так называла себя группа французских поэтов второй половины XIX века, в которую входили Ш. Леконт де Лиль, Ж. М. Эредиа, Ф. А. Сюлли­Прюдом.

В наших краях название «Парнас» появилось во времена Елизаветы Петровны. Ей принадлежала Парголовская мыза, подаренная отцом. В 1740 году в Парголове был возведён господский дом, разбит сад и насыпана гора Парнас высотой в 28 саженей (61 метр). Потом владельцами мызы стали Шуваловы, и впоследствии это место, во многом благодаря живописному виду, открывавшемуся с Парнаса, стало одним из любимых дачных мест петербуржцев. Сюда приезжали специально, чтобы любоваться закатом, на вершине горы была оборудована смотровая площадка со скамейками. Рассказывают, что с неё можно было увидеть чуть ли не Финский залив. Столь романтическое место привлекало художников и поэтов. Сюда приезжали Грибоедов, Шишкин, Федотов, Петров­Водкин, Блок, Стасов, Горький, Маршак, Репин. Но в 1938 году был создан рабочий посёлок Парголово. Началась медленная, но верная трансформация обители богов и муз в промышленную зону, которая лишь случайно сохранила за собой название «Парнас». Во время советско-финляндской войны из Ручьёв в Парголово стали тянуть соединительную железнодорожную ветку. Закончилось строительство лишь в 1946 году. Промежуточную станцию хотели назвать Бугры, но такая станция уже существовала, и тогда выбрали ближайший топоним. Им оказался «Парнас». Во время Второй мировой войны гора была изрыта ходами и укрытиями – здесь находился запасной штаб Ленинградского фронта. Из­за этого «Парнас» пострадал уже в наше время: в подземных лабиринтах заблудились местные мальчишки, и во время спасательных работ экскаваторами срыли часть горы.

ПРОМЗОНА

Территория между Парголово и Буграми до появления там промышленной зоны представляла собой сплошные болота. Ещё до войны здесь разрабатывали торф, а в начале 1970-х годов, когда ленинградские новостройки вплотную приблизились к сегодняшней границе города, началась застройка промышленно­складской зоны «Парнас». Расположена она к северу от Суздальского проспекта, сразу за соединительной линией железной дороги, как раз там, где и находится упомянутая выше железнодорожная сортировочная станция «Парнас». С востока промзону огибает проспект Культуры, на западе пересекает проспект Энгельса. Сегодня оба проспекта соединяются с «Парнасом» путепроводами и развязками кольцевой автодороги. Первая улица на промзоне появилась в 1976 году, и называлась она Домостроительной, в честь находившегося на ней Домостроительного комбината № 7. Ранее её неофициально именовали Центральной, так как она проходит посередине промзоны. Другая улица – Верхняя – получила своё название в 1977 году, вероятно в связи со своим расположением в самой верхней части карты города. До этого она неофициально называлась Железнодорожной (так как идёт вдоль железной дороги), и это название иногда можно увидеть и на современных картах. Остальные топонимы не отличаются большим разнообразием: на «Парнасе» существует восемь Верхних переулков (вероятно, по аналогии с номерными Красноармейскими и Советскими улицами).
Городские власти во все времена старались создавать промышленные предприятия на окраинах Петербурга. Но город разрастался, и сегодня многие заводы и фабрики находятся в историческом центре. Промзона «Парнас» создавалась как основная резервная территория для вывода промышленности из центра города. Кроме «Парнаса», в Петербурге существует ещё одиннадцать промышленных зон, районов и узлов. На топографической карте 1987 года можно видеть уже развитую инфраструктуру «Парнаса»: очистные сооружения, котельные, насосные станции, эстакады, станция горюче-смазочных материалов. Повсюду строительные площадки, на окраинах – свалки. Кроме Домостроительного комбината, функционирует мясоперерабатывающий завод и несколько других предприятий. Промышленные объекты соединены между собой внутренними железнодорожными линиями.
В начале 1990-х годов «Парнас», как и вся страна, переживал не лучшие времена. Никто толком не знал, сколько фирм работает в промзоне и чем они занимаются. В недостроенных зданиях и вокруг теплосетей селились какие­то тёмные личности, везде были груды строительного и бытового мусора, дороги и инфраструктура нуждались в капитальном ремонте. Кстати, через «Парнас» проходила и так называемая пьяная дорога, по которой можно было въехать в город, минуя пост ГАИ на проспекте Культуры. Такое возможно и сегодня, причём с появлением КАД «пьяная дорога» стала довольно-таки комфортабельной.
Несмотря на все трудности, в 1990 году в промзоне открылся пивоваренный завод «Балтика», ставший одним из самых крупных предприятий «Парнаса». В 1992 году мэр города А. Собчак издает указ о разработке «Схемы генплана развития промзоны «Парнас». Его цель – «завершение общеузлового и транспортного комплекса промзоны «Парнас» и обеспечение планомерной реализации мероприятий по охране окружающей среды и благоустройству промзоны». Разработка схемы поручалась генеральному проектировщику нежилых зон Санкт-Петербурга и области Проектному институту № 1. К решению поставленных задач подключили Комитет по экономическому развитию, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и снабжению города продовольствием, Ленкомприроду. Главе районной администрации Выборгского района было поручено совместно с ТПСТО «Спецтранс», концерном «Ленавтотранс» и предприятиями-застройщиками промзоны «Парнас» «обеспечить вывоз с территории существующих предприятий и прилегающих к ним городских проездов свалочных масс и строительного мусора». Эти шаги дали определённые результаты: промзона начала оживать. В 1992 году находящийся в самом её сердце Парголовский завод строительных конструкций («Паркон»), производящий изделия из железобетона для строительства жилых и сельскохозяйственных объектов, стал акционерным обществом. В этом же году по соседству с «Парконом» был основан Домостроительный комбинат «Блок». Это предприятие выпускает серийные и единичные железобетонные изделия для строительства и монтажа жилых домов модернизированной 137-й серии. Забегая немного вперёд, нужно сказать, что в 2004 году на территории Домостроительного комбината «Блок» ЗАО «Управление механизации № 260» открыло первый в Петербурге учебно-производственный центр по работе с башенными кранами и строительными машинами, включающий в себя несколько классов с тренажёрами и полигон для практических занятий. И всё на том же ДСК «Блок» была не так давно открыта часовня Святых Царственных мучеников, приписанная к храму Святого Великомученика и целителя Пантелеймона на Ручье.
В 2002 году губернатор В. Яковлев вернулся к вопросу о наведении порядка и об улучшении инвестиционной привлекательности «Парнаса». Вновь речь шла о необходимости создания целостной концепции развития, проведении изыскательских работ, развитии инфраструктуры и вывозе мусора. Было создано специальное Агентство по развитию промзоны «Парнас».
Сегодня на её территории находится более 75 крупных предприятий. Среди них, кроме уже упомянутых выше, – Парнасский опытный завод металлоконструкций, асфальто-бетонный завод, ЛПО «Вибратор», Предприятие № 2 «Петрохимоптторг», компании «Пепси-Кола», «Вимм Билль Данн», «Ивеко». Здесь же расположены Северный таможенный пост, таможенные склады и терминалы. Есть на «Парнасе» и одноимённый бизнес-центр. Вдоль железной дороги и проспекта Энгельса выстроились бетонные гаражи коллективных автостоянок. Промзона «Парнас» продолжает стремительно развиваться, осваивая территории вокруг себя, переползая за Кольцевую автодорогу. И вполне вероятно, что находящийся по соседству с промзоной посёлок Бугры очень скоро может стать городом­сателлитом, тем более что строительство высотного жилья здесь уже активно ведётся. Большие надежды возлагаются на новую станцию метрополитена «Парнас», открытие которой намечено на 26 декабря 2006 года. Расположена она между депо «Выборгское» и порталом тоннелей метро, в районе пересечения проспекта Энгельса и 3-го Верхнего переулка. Первые упоминания о станции относятся к 1984 году. Одно время её даже рисовали на схемах метро. Станция «Парнасская» (первоначальное название) должна была открыться одновременно со станциями «Озерки» и «Проспект Просвещения». Планировалось, что она будет обслуживать новый жилой массив, который собирались построить в районе промзоны и Шувалова. Но её строительство так и не началось, поэтому линия была сдана без этой станции. В 2005 году вновь вернулись к идее строительства как жилого района, так и станции метрополитена. Из архивов извлекли проект станции 1991–1995-х годов, быстро его переделали и реализовали.
Станцию украсят витражи на тему древнегреческих мифов. Однако напрасно искушённый читатель будет искать среди них Аполлона в окружении муз. Сюжеты витражей незамысловаты и мало связаны между собой: «Поход аргонавтов, открывающих мир», «Похищение Европы», «Бог Гелиос на колеснице», «Летящая богиня Ника». «Парнас» — наземная крытая станция, аналогичная по конструкции другим конечным станциям – «Купчино», «Девяткино» и «Рыбацкое», с той лишь разницей, что на станции «Парнас» переход между платформами не подземный, а надземный, и эта её некоторая «вознесённость» – по сути, единственное, чем она может соотноситься с горой Парнас.

 

Фотографии к статье:

Пешеходный мост с трубопроводами, ведущий в промзону «Парнас»
Пивоваренная компания «Балтика»
Здание компании «Дитрих Дизайн»
Животный мир Парнаса

Фотографии Семена Собакина



Обратно к содержанию номера

Продажа бетоносмесительного оборудования на сайте paobetonmash.ru мобильный бетонный завод СБ-241В.